Лето

   Лето - фильм режиссера Кирилла Серебренникова о малоизвестном раннем периоде жизни культового рок-исполнителя Виктора Цоя и его среде. История, будучи основана на реальных событиях не претендует на документальность. Это художественное высказывание о свободном музыканте 80х. Главное - это попытка передать дух времени. Его свободу. Легкость жизни, не взирая на окружающую империю СССР. Воспоминание о том, как мы чувствовали конец советской эпохи и мечтали о будущем.

    Фильм музыкальный, историю пронизывает череда концертов, спонтанных выступлений, превращающей его в непрекращающееся представление. Во время песен мир меняется, он видится нам уже не со стороны, а через представление о нем главных героев, становится сном о настоящем.

   Сюжет разворачивается вокруг любовного треугольника Цоя, Майка Науменко и его жены Наташи.

  Материальный мир складывался из двух больших составляющих. Мир героев, и мир вокруг. Хотя фильм не представляет действующих лиц бунтарями против режима и предвестниками его падения, они живут совершенно другой, параллельной жизнью, свободой. Все, что у них есть - музыка. Предметный быт не представляет значения. Их среда это маленький мир, который они создают вокруг себя, он беден и существует ради дружеского общения. Это квартиры Майка и Гребенщикова, каморка Майка на заводе, репетиционные комнаты, квартирник. Характерно то, что живут они в исторических квартирах со сложной историей, с уникальной для каждого героя атмосферой.  Мир внешний, противоположный - государство СССР. Он состоит из общественного транспорта, улиц, предприятий, столовых, Дк.  Он основан на логике и выражается в функциональном минимализме архитектуры 70х, в индустриальной мощи заводов, в масштабной агитации, в массовом производстве. Иногда эти пространства взаимно проникают, как это происходит в рок-клубе, где зал и сцена общественные, а закулисье с гримерками подчинено музыкантам.

Конечно отдельным героем является и сам город Ленинград. Он насквозь пропитан историей и питает поколения художников.

  Ленинградский рок-клуб культовое место. Здесь родился русский рок и встречались все его поклонники. Способом съемки, погружающим нас в то время, было выбрано непрерывное движение на стедикаме, с переходами от крупного до общего, сменой портретов героев и продвижение из одного пространства в другое. В рок-клубе мы вместе с героями проникаем сквозь окно в туалет, по коридору проходим сквозь несколько гримерок, склад с аппаратурой, далее снова через коридор и лестничную площадку попадаем за кулисы и сбоку от сцены проходим в зрительный зал. Съемка одним кадром ставила задачу организации пространств на 360 градусов, по всему периметру. Рок-клуб был самым сложным для нас, т.к. помимо собственно клуба нам нужна была вся инфраструктура, собранная едино - гримерки, коридоры, лестницы, пространство за кулисами, туалет. Все они должны быть переплетены друг с другом, иметь верную атмосферу. Конечно первым делом мы пошли в реальный клуб, но от него после реконструкции мало что осталось, все было перестроено и в свежем ремонте. Найдя подходящее пространство по характеру и масштабу для концертного зала, остальные помещения нам пришлось делать.

 

  На первой же нашей встрече с группой Кирилл сказал, что хочет снимать черно-белый фильм. Это решение было продиктовано желанием попасть в 80е и сделать фильм визуально собранным.

  Но, поскольку планировались вставки документального материала, снятые актерами в кадре на цветную 8мм пленку, мы решили, что все кадры будут выстроены и сгармонизированны в цвете. Для меня основным цветом был красный, все строилось на нем, его противоположных и производных цветах. Палитра основывалась на цвете дерева среднего тона, с переходами в оливковый, темно-коричневый, охры и терракоту.

    Для того, чтобы приблизится к историческому рок-клубу, сцену в клубе пришлось изменять. Проем был других пропорций, и мы его сужали. Пол нужен был одного уровня с закулисьем и большего размера, для более сложного движения внутри кадра. Зал был пустым и нам потребовалось найти 600 кресел для зрителей. Он не был в точности подобен архитектурно, но вышел вереным по духу. Его характер выражался прежде всего фактурами - толстой, полопавшейся масляной краски поверх переделанной лепнины, пыльным штопанным занавесом, дощатой сценой, деревянными стульями и конечно старым световым оборудованием. Создавая изображение без цвета, мы играли разной степенью глянца - вощеный паркет, шлифованная ногами плитка, кафель, пыльные доски. Эти поверхности создавали нам верный характер среды. Точное историческое время нам давали детали в виде правильных музыкальных инструментов, микрофонов, афиш, но основой была тактильная живопись из фактур.

   Не меньшим комплексом, чем рок-клуб являлась квартира Майка. Это была коммунальная квартира на 6 семей, где 4 были заняты, а остальные пустовали и использовались для репетиций. В ней в полной мере проявилась глубина наслоений времен. Некогда роскошные апартаменты доходного дома с лепными потолками и резными дверями были разрезаны на части и превращены в коммунальную квартиру. Это заметно по декору пола и потолков, которые идут вразрез с планировкой. Некоторые окна, прежде без переплетов, из цельного стекла, были поделены бессистемно на мелкое плетение с форточками, а запорная фурнитура осталась прежней. Обои где-то сохранились дореволюционные, где-то были советскими по рисунку, но изготовленными по старой технологии. Их всех отличала скупая цветовая гамма и плотный цвет.

    Комната Майка состояла из 4х зон - спальня, кабинет, столовая, детская в углу с камином. Обстановка была простой и состояла из минимального набора предметов. Большой стеллаж в углу был изготовлен Майком. Многие предметы переделывались и адаптировались под новое предназначение. Кухня была полностью изменена нами, поскольку в последнее время была сильно запущена и использовалась только одним жильцом.

     Фильм, являясь мюзиклом, складывался из оттенков эмоций. Сложенные вместе, они сплетались в одно музыкальное произведение, где каждый эпизод представлял отдельную часть того мира.

    Парадная Гребенщикова, как и рок-клуб была безвозвратно изменена. В колодце лестницы установили оцинкованную коробку лифта, окна были заменены, стены оштукатурены и перекрашены. Исторически лестница на протяжении 5 этажей была расписана поклонницами. Для этого использовались помада, ручки и карандаши, граттаж. Мы искали подобную и полностью ее расписывали.

     Одной из крупных натурных декораций оказалось место проведения квартирника. На пути художественного обобщения и объединения интерьера было выбрано решение с темными стенами. Чтобы добавить глубины обои винных тонов были расписаны золотом. От исходной квартиры остался только пол и двери.

    Стараясь сделать фильм максимально живым, мы все объекты искали на натуре. К моему удивлению в Питере оказалось довольно много нетронутых с 80х мест. Мы брали  их из-за сохранности во времени, и после трансформировали в характере героев. Такой была квартира Гребенщикова.

    Во многом время давалось готовыми объектами, такими как столовая. Удивительным образом время здесь остановилось. Все было цельным от фактуры стен до мельчайших деталей.

     Таким же сокровищем, сохранившемся во времени был морской институт, где мы организовали клуб филофонистов.

    Среди тесного города и темных интерьеров есть сцена на воздухе. Пляж был одним из ключевых мест. Здесь началась история знакомства героев. И здесь для одного из них она закончилась. Много условий должны были сойтись для удачного выбора, и мы посмотрели, наверное, все пляжи в радиусе 200км от Питера. Ключевыми моментами были ориентация по солнцу, ширина. отсутствие цивилизации, рельеф.

   На крыше весь город открывается в своем неизменном состоянии.

     Параллельный мир трудовых подвигов был представлен судоремонтным заводом.

Режиссер - Кирилл Серебренников

Оператор - Владислав Опельянц

Художественная группа:

Художник  - Понкратов Андрей

Ассистент художника - Славина Мария

Ассистент по реквизиту - Соловьева Алиса

Локейшен менеджер - Романюкин Руслан

Декораторы - Павел Свинцов, Игорь Аксенов, Дмитрий Татарников

Живописцы - Анна, Кристина, Александра