Лето - фильм режиссера Кирилла Серебренникова о малоизвестном раннем периоде жизни культового рок-исполнителя Виктора Цоя и его среде. История, будучи основана на реальных событиях не претендует на документальность. Это художественное высказывание о свободном музыканте 80х. Главное - это попытка передать дух времени. Его свободу. Легкость жизни, не взирая на окружающую империю СССР. Воспоминание о том, как мы чувствовали конец советской эпохи и мечтали о будущем.

    Фильм музыкальный, историю пронизывает череда концертов, спонтанных выступлений, превращающей его в непрекращающееся представление. Во время песен мир меняется, он видится нам уже не со стороны, а через представление о нем главных героев, становится сном о настоящем.

   Сюжет разворачивается вокруг любовного треугольника Цоя, Майка Науменко и его жены Наташи.

  Материальный мир складывался из двух больших составляющих. Мир героев, и мир вокруг. Хотя фильм не представляет действующих лиц бунтарями против режима и предвестниками его падения, они живут совершенно другой, параллельной жизнью, свободой. Все, что у них есть - музыка. Предметный быт не представляет значения. Их среда это маленький мир, который они создают вокруг себя, он беден и существует ради дружеского общения. Это квартиры Майка и Гребенщикова, каморка Майка на заводе, репетиционные комнаты, квартирник. Характерно то, что живут они в исторических квартирах со сложной историей, с уникальной для каждого героя атмосферой.  Мир внешний, противоположный - государство СССР. Он состоит из общественного транспорта, улиц, предприятий, столовых, Дк.  Он основан на логике и выражается в функциональном минимализме архитектуры 70х, в индустриальной мощи заводов, в масштабной агитации, в массовом производстве. Иногда эти пространства взаимно проникают, как это происходит в рок-клубе, где зал и сцена общественные, а закулисье с гримерками подчинено музыкантам.

Конечно отдельным героем является и сам город Ленинград. Он насквозь пропитан историей и питает поколения художников.

  Ленинградский рок-клуб культовое место. Здесь родился русский рок и встречались все его поклонники. Способом съемки, погружающим нас в то время, было выбрано непрерывное движение на стедикаме, с переходами от крупного до общего, сменой портретов героев и продвижение из одного пространства в другое. В рок-клубе мы вместе с героями проникаем сквозь окно в туалет, по коридору проходим сквозь несколько гримерок, склад с аппаратурой, далее снова через коридор и лестничную площадку попадаем за кулисы и сбоку от сцены проходим в зрительный зал. Съемка одним кадром ставила задачу организации пространств на 360 градусов, по всему периметру. Рок-клуб был самым сложным для нас, т.к. помимо собственно клуба нам нужна была вся инфраструктура, собранная едино - гримерки, коридоры, лестницы, пространство за кулисами, туалет. Все они должны быть переплетены друг с другом, иметь верную атмосферу. Конечно первым делом мы пошли в реальный клуб, но от него после реконструкции мало что осталось, все было перестроено и в свежем ремонте. Найдя подходящее пространство по характеру и масштабу для концертного зала, остальные помещения нам пришлось делать.

 

  На первой же нашей встрече с группой Кирилл сказал, что хочет снимать черно-белый фильм. Это решение было продиктовано желанием попасть в 80е и сделать фильм визуально собранным.

  Но, поскольку планировались вставки документального материала, снятые актерами в кадре на цветную 8мм пленку, мы решили, что все кадры будут выстроены и сгармонизированны в цвете. Для меня основным цветом был красный, все строилось на нем, его противоположных и производных цветах. Палитра основывалась на цвете дерева среднего тона, с переходами в оливковый, темно-коричневый, охры и терракоту.

    Для того, чтобы приблизится к историческому рок-клубу, сцену в клубе пришлось изменять. Проем был других пропорций, и мы его сужали. Пол нужен был одного уровня с закулисьем и большего размера, для более сложного движения внутри кадра. Зал был пустым и нам потребовалось найти 600 кресел для зрителей. Он не был в точности подобен архитектурно, но вышел вереным по духу. Его характер выражался прежде всего фактурами - толстой, полопавшейся масляной краски поверх переделанной лепнины, пыльным штопанным занавесом, дощатой сценой, деревянными стульями и конечно старым световым оборудованием. Создавая изображение без цвета, мы играли разной степенью глянца - вощеный паркет, шлифованная ногами плитка, кафель, пыльные доски. Эти поверхности создавали нам верный характер среды. Точное историческое время нам давали детали в виде правильных музыкальных инструментов, микрофонов, афиш, но основой была тактильная живопись из фактур.

   Не меньшим комплексом, чем рок-клуб являлась квартира Майка. Это была коммунальная квартира на 6 семей, где 4 были заняты, а остальные пустовали и использовались для репетиций. В ней в полной мере проявилась глубина наслоений времен. Некогда роскошные апартаменты доходного дома с лепными потолками и резными дверями были разрезаны на части и превращены в коммунальную квартиру. Это заметно по декору пола и потолков, которые идут вразрез с планировкой. Некоторые окна, прежде без переплетов, из цельного стекла, были поделены бессистемно на мелкое плетение с форточками, а запорная фурнитура осталась прежней. Обои где-то сохранились дореволюционные, где-то были советскими по рисунку, но изготовленными по старой технологии. Их всех отличала скупая цветовая гамма и плотный цвет.

    Комната Майка состояла из 4х зон - спальня, кабинет, столовая, детская в углу с камином. Обстановка была простой и состояла из минимального набора предметов. Большой стеллаж в углу был изготовлен Майком. Многие предметы переделывались и адаптировались под новое предназначение. Кухня была полностью изменена нами, поскольку в последнее время была сильно запущена и использовалась только одним жильцом.

     Фильм, являясь мюзиклом, складывался из оттенков эмоций. Сложенные вместе, они сплетались в одно музыкальное произведение, где каждый эпизод представлял отдельную часть того мира.